История иранской плитки
Если вы зайдете в любой магазин, торгующий
плиткой, скорее всего, вы найдете там испанскую, итальянскую,
российскую и китайскую плитку в подавляющем количестве. Иранской плитки
вы там не обнаружите. Между тем, впервые плитка появилась именно на
территории бывшего Ирана и Ирака и своему развитию обязана именно Ирану.
Первый этап – мозаичные узоры из цветных камней и кирпичей
Первым шагом в развитии отделки с помощью
плитки были мозаичные узоры. Одаренные богатым воображением и творчески
изобретательные ремесленники соединяли вместе в мозаичные узоры кусочки
цветных камней и кирпичей, и создавали узоры треугольной, полукруглой и
круглой формы, достигая полной гармонии с окружающим пространством.
Позднее в этих узорах стали использовать сюжеты, включающие в себя
изображения растений, деревьев, животных и людей. Самые ранние образцы
мозаичных орнаментов найдены на колоннах храма Убаид в Месопотамии, и
относятся ко второй половине второго тысячелетия до нашей эры. Эти
мозаики имели геометрические узоры и были сложены из кусочков цветных
камней, ракушек и слоновой кости. Считается, что развитию искусства в
производстве плитки мы обязаны ранним иранским мозаичным узорам.
Второй этап – появление глазурированных кирпичей
Первые
глазурованные кирпичи, появившиеся в результате дальнейшего развития
плитки, были обнаружены на месте дворцов Ашура и в Вавилоне, на одной и
той же территории. Наиболее известным образцом раннего искусства
плитки, используемого при украшении посуды, является мозаичный ритон,
найденный при раскопках в Марлике. Этот сосуд имел два корпуса.
Внешний корпус покрыт цветными кусочками камня. Этот предмет известен
как “Тысяча цветков”. Один из самых ранних образцов иранской плиточной
работы в архитектуре, который представляет собой необожженный кирпич,
покрытый кусочками глазури, был найден при раскопках в Сузе и Чоджа
Замбил и относится к концу второго тысячелетия до нашей эры.
В эпоху Ахаменидов при строительстве дворцов
в Сузе и Персеполе использовались глазурованные и разукрашенные
обожженные кирпичи желтого, зеленого и коричневого цветов. Обожженные и
глазурованные кирпичи были важным усовершенствованием в плиточной
технике. “Бессмертные солдаты” из Персеполя имеют длинные изысканные
одежды, покрытые глазурью и сделанные из обожженной земли и гипса.
Глазурь использовалась на посуде и даже
гробах в Парфянский период, но у нас слишком мало архитектурных данных
об использовании глазурованных кирпичей. Наиболее популярными были
бирюзовая и светло зеленая глазурь. Для оформления зданий больше
применялась фресковая живопись.
Раскопки в Фирузабаде и Бишапуре дали много
доказательств относительно уровня развития плитки и производства
керамики в период Сусанидов. Плитка имела глазурь толщиной в один
сантиметр, а в мозаичных узорах присутствовали мотивы цветов, растений,
птиц, людей и геометрический рисунок. Расцвет искусства плитки в Иране
приходится на исламский период, когда плитка стала наиболее важным
декоративным элементом отделки религиозных зданий. Иранские плиточные
мастера пользовались большим спросом и в дальних уголках Исламской
империи. Наиболее ранние образцы исламского украшения плитки,
относящиеся к VII-VIII векам н. э., можно увидеть на мечети Купол Скалы.
До
появления плиточных работ, как нам сегодня известно, наиболее
популярными для отделки зданий в X-XI веках н.э. были кирпич и
штукатурка. Две мечети Наин и Нейриз имели кирпичную отделку с
геометрическим узором в период Буйидов. К X-XI векам н. э. традиция
украшать поверхность кирпичей распространилось с востока на весь
Иран. Самые лучшие образцы кирпичных украшений этого периода находятся
в мавзолее Пир Аламадар ( 1026 год н.э.), Шехел Дохтаран (466 год н.э.)
и крепости Михмандост (1096 год н.э.).
Следующим этапом развития плитки было широкое
использование цветной глазури на украшенных кирпичах, при этом
наиболее популярным цветом был бирюзовый. При отделке различных
сооружений в период Салюк и в более позднее время, наряду с отделкой
декоративным кирпичом, использовали кусочки кирпичей, покрытых
бирюзовой глазурью. Поэтому можно сделать вывод, что к этому времени
ремесленники уже были знакомы с техникой производства глазурованных
кирпичей. Иногда эти глазурованные бирюзой кирпичи использовались для
выкладки каллиграфических надписей в стиле куфи, которые могли
располагаться среди узора, выложенного кирпичами. Наиболее ранний
образец необожженной бирюзовой куфической надписи, в виде панели,
хранится в иранском музее Бастан ( Национальный музей Ирана) и
относится к концу X – началу XI веков н.э.. Среди других религиозных
построек, где при строительстве использовалась плитка – мечеть Сейед в
Исфахане (1122 год н.э.), Красный Купол в Маракеше (1147 год н.э.) и
мечеть Джаме в Гонабаде (1212 год н.э.).
Вторжение монголов замедлило дальнейшее
развитие многих художественных традиций и направлений. Обстановка
изменилась в начале XIII века, когда правители Ильханиды приняли ислам;
они были заинтересованы в возведении светских и религиозных зданий и
сооружений. К этому времени декоративные кирпичи и плитки
использовались не только для внешней отделки, но и для внутренней - для
покрытия стен и куполов зданий.
Третий этап – появление мозаичной плитки
Искусство обработки плитки достигло
наивысшего уровня совершенства и красоты в конце периода Ильханидов и в
начале периода Тимуридов, когда появилась плитка “морак” (мозаичный
стиль). Плиточные панели, сделанные с помощью этой техники, были очень
прочными и долговечными. Плитки разных цветов, таких как желтый,
голубой, коричневый, черный, бирюзовый, зеленый и белый резались на
маленькие кусочки в соответствии с заранее подготовленным узором. Эти
кусочки складывались вместе близко друг к другу и заливались жидким
гипсом (штукатуркой), заполняя все пространства и щели. После того как
гипс высыхал и затвердевал, получившийся большой кусок плиточной панели
с помощью штукатурки крепили на стену здания. Памятники Тимуридов в
Герате, Самарканде и Бухаре были покрыты с помощью этой декоративной
техники. Среди наиболее известных памятников, отделанных таким
способом, мечеть Гохаршад (1418 г. н.э.), мечеть Молана (1444 г. н.э.),
мечеть Джаме в Йезде (1456 г. н.э.), мечеть Джаме в Варамине (1322 г.
н.э.) и медрессе Хана в Ширазе (1615 г. н.э.).
Четвертый этап – появление плитки Семь Цветов
С начала периода Сафавидов у ремесленников появился другой метод
украшения плитки. Экономические и политические причины подтолкнули к
созданию так называемой плитки “Семь цветов”, которая стала
применяться для отделки многих религиозных зданий, построенных в
большом количестве к этому времени. Причинами, вызвавшими популярность
этой техники, были:
1. Плитка “Семь цветов” была дешевле в производстве.
2. Для ее производства требовалось меньше времени.
3. Ремесленники могли расширять свой набор узоров, мотивов, и рисунков для украшения.
Квадратные плитки складывались вместе, и
цветными глазурями на них наносился необходимый рисунок. Каждая плитка
обжигалась. Затем они опять собирались все вместе, одна к другой,
образуя главный большой узор. Арабские мотивы были особенно
популярными. Этот метод отделки плитки оставался популярным до конца
периода Каджаров, когда набор цветов увеличился и включал в себя
желтый и ярко оранжевый.
Пятый этап - использование люстра
Другим важным типом отделки плитки в это
время был люстр. Он пользовался спросом к концу периода Сельджуков и
достиг наивысшего уровня совершенства в периоды Хорезмшахов и
Ильханидов.
Панели из люстровой плитки были квадратной, прямоугольной,
шестиугольной, восьмиугольной и многоугольной формы. Они были покрыты
люстровыми рисунками с изображениями людей, животных, растений и
геометрическими мотивами в виде надписей по краям, которые содержали
строки из стихотворений, пословицы и поговорки, относящиеся к Пророку и
другим выдающимся религиозным деятелям. Такие плитки в большом
количестве были найдены при раскопках в “Тахт Сулейман”, особенно
много во дворце Абаг Хана (период Ильханидов) и в районах Горгана,
Кашана и Хорасана.
Изысканный люстр михраб появился в XIII веке
н.э. На производстве этой плитки специализировались мастерские в
городах Горган, Султан, Савех и Кашан. В течение XVII века н.э. важными
центрами по производству люстровой плитки стали Шираз, Керман и
Мешхед. Прекрасно декорированные люстровые плитки имеются в мечети
Имама Реза (1215 г. н.э.) в Мешхеде.
Сочетание кирпича и плитки
Другой популярной техникой было украшение с
помощью кирпича и плитки. Эта техника развилась из ранее применявшихся
декоративных комбинаций плитки и кирпича; отличие состояло в
использовании разноцветной плитки взамен одноцветной. Этот тип отделки
использовался в религиозных и светских зданиях, начиная с XIII века,
изменяясь и совершенствуясь. Мечеть Джаме в Варамине (1322г.), Дворец
Султана (1304-1311), мечеть Джаме в Аштаране (1315 г.), и мечеть Вакиля
(1773 г.) имеют прекрасные экземпляры плитки этого типа.
Надписи на плитке - мокили
Разнообразный дизайн, сделанный в этой
технике, включал в себя большие надписи, известные как “мокили”,
которые главным образом находились в религиозных зданиях, таких как
мечеть Джаме (XIV век) и мечеть Хакима (1656 г.) в Исфахане.
В VIII- X веках нашей эры большинство этих
надписей составляли пословицы, поговорки, пожелания, афоризмы, имена
религиозных личностей и просьбы к Аллаху о помощи. Они были сделаны
декоративным, простым или прерывистым шрифтом куфи. Надписи делались
также на посуде, например, на керамической посуде из Нейшабура были
найдены стихи.
В XIII - XIV веках керамическая посуда и
плитки были отделаны очень разнообразными по форме надписями. Наиболее
популярными были формованные украшения и надписи с пожеланиями счастья,
добра, хорошего здоровья, просьбы, пожеланиями победы, поговорки, стихи
и имя Аллаха. Этот тип посуды производили мастерские в Кашане, Рэе и
Горгане.
Прерывистый шрифт талик стал популярным в
XI-XIV веках. Этот шрифт использовался в люстре и под глазурованным
рисунком, и содержал отдельные строки или стихи таких поэтов как
Фердоуси, Хафиз, Молана и Баба Афзали Кашани. Более того, у
ремесленников Хорезмского и Ильханидского периодов стало популярным
добавлять дату изготовления и имя мастера. Самые старые датированные
плитки относятся к 1203 году н.э. Панельные плитки этих периодов имели
чаще всего форму квадрата, лотоса, звезды и многоугольную форму и
собирались вместе для создания панели.
В период Сафавидов использовались шрифты насх
и сульс. Найдены работы известных каллиграфов, таких как Алиреза
Аббаси, Мохаммад Салех Исфахани, Мохаммад Реза Имами и Хусейн Банна.
Следует упомянуть, что секреты производства и
техники работы с плиткой тщательно охранялись и устно передавались от
отца к сыну и от мастера к ученику. Поэтому так редко встречаются
описания узоров, рисунков и технические деталей в документах и
существует лишь несколько полных исследований по истории искусства
иранской плитки.